Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Деловой совет по сотрудничеству с Таджикистаном
МЕНЮ
  • Главная
  • НОВОСТИ
  • Россия – Таджикистан: от интеграции мы больше получим, чем потеряем

Россия – Таджикистан: от интеграции мы больше получим, чем потеряем

«Опасения по поводу присутствия российского капитала в Таджикистане лишены всякого основания. Таджикистан не Аргентина 80-х годов XX века, Россия не США. Что касается конкуренции со стороны российского капитала, то нужно готовиться к ней».

О проблемах интеграции двух стран и положительных моментах укрепления экономических отношений Таджикистана и России рассуждает известный таджикский ученый-экономист, профессор Ходжимухаммад Умаров.

Торгово-экономическое сотрудничество Таджикистана с Россией имеет долгую историю и состоит в основном из светлых страниц. Без этих связей не было бы современного Таджикистана.

Не следует забывать, что даже во времена Российской империи (в отличие от практиковавшегося англичанами в Индии и в Африке) на территории нынешнего Таджикистана был взят курс на развитие обрабатывающей промышленности. В Советскую эпоху этот курс был реализован в полной мере, о чем свидетельствует формирование региональных АПК в Северной зоне и в Вахшской долине в 60-е и 70-е годы прошлого века. К середине 80-х годов в стране действовали более 100 отраслей промышленности. Сельское хозяйство Таджикистана было одним из самых развитых в Советском Союзе.

С распадом Советского Союза в экономике страны произошли существенные изменения. Однако торгово-экономические отношения между Таджикистаном и Россией неизменно росли. За последние 25 лет объемы торгового оборота между двумя странами увеличились в 20,8 раза и в 2015 году составили 1105,3 млн долл. США. Однако если взглянуть на структуру торговых связей, то можно обнаружить весьма драматичные сдвиги. Так, за период 2000–2015 гг. объемы экспорта из Таджикистана в Россию сократились с 258,8 до 56,9 млрд долл., т.е. в 4,5 раза. Что касается импорта из России в Таджикистан, то его объемы возросли почти в 10 раз, составив 1048,6 млн долл. в 2015 году. Удельный вес импорта в общем объёме товарооборота между Таджикистаном и Россией составляет 94,9%. Это ненормальное явление и выражает растущий дисбаланс в торговле между двумя странами.
При этом нужно иметь в виду следующие обстоятельства: во-первых, Таджикистан нуждается и в предстоящие годы в увеличении объемов товарооборота с Россией, включая увеличение объемов импорта; во-вторых, нынешний экономический кризис оказывает большее отрицательное воздействие на экспорт, нежели на импорт российских товаров; в-третьих, в отличие от минусового сальдо торгового баланса, платёжный баланс, охватывающий все торгово-экономическое сотрудничество, в отношении России отличается плюсовым сальдо (в пользу Таджикистана); в-четвертых, есть опасение, что со временем, при дальнейшем продолжении кризиса и сокращении численности таджикских трудовых мигрантов в России, и платёжный баланс может иметь минусовое сальдо для Таджикистана.

Однако есть все основания утверждать, что нынешние тенденции экспорта рабочей силы можно повернуть в противоположную сторону, для того чтобы поддержать плюсовое сальдо платёжного баланса и дальше.

Как восполнить интеграционный вакуум
Наметившиеся ныне тенденции к экономическому росту РФ и прогнозы об ускорении экономического роста в этой стране в 2017-м и в последующие годы дают основание для более оптимистичных оценок торгово-экономических связей между двумя странами в недалёкой перспективе. В этом плане хотелось бы коснуться очень близкой сердцу каждого ученого-экономиста темы экономической интеграции, поскольку последняя способна заполнить тот вакуум, который образовался в таджикско-российских торгово-экономических связях. Неиспользованный потенциал может быть задействован в условиях экономической интеграции, а именно при вступлении Таджикистана в Евразийский экономический союз, если последний окончательно избавится от  неолиберальной идеологии.

У нашего Минфина наблюдается страх перед региональной интеграцией, перед возможной потерей примерно 300 млн долл. приграничных налогов, пошлин и всяких сборов. Однако у нас не произведены расчеты по всем факторам интеграции. Особенно это касается экспорта рабочей силы в Россию. Известно, что после Узбекистана Таджикистан отправляет в Россию самый большой контингент трудовых мигрантов. В сопоставлении с ВВП денежные переводы трудовых мигрантов из Таджикистана (в процентном отношении) занимают первое место в мире.

До сих пор в Таджикистане не рассчитано, сколько денег бюджет может получить от возрастания общей суммы денежных переводов трудовых мигрантов. (Кстати, в случае снятия санкций и возвращения экономики России к нормальному экономическому росту прирост денежных переводов таджикских трудовых мигрантов может составить более чем 3 млрд долл. США. Такой прирост мы получим вне рамок включенности страны в региональную экономическую интеграцию, а в рамках ЕАЭС – намного больше).

ЕАЭС и вопрос миграции
В порядке подготовки к вступлению Таджикистана в ЕАЭС в течение относительно короткого периода времени, т.е. во время и после официального визита президента России В.В. Путина в Таджикистан, в отмеченном выше направлении, т.е. экспорте рабочей силы, можно принять следующие решения:

а) полная амнистия депортированных из России лиц (за исключением тех, которые вовлечены в уголовные преступления). Общее количество этой категории мигрантов достигает 300 тысяч человек;

б) легализация всех нелегальных мигрантов. Речь идёт приблизительно о 600 тысячах человек;

в) прекращение многосторонней эксплуатации мигрантов со стороны работодателей, полицейских, работников миграционной службы, криминальных кругов и т.д. Обеспечение им заработной платы в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;

г) профессиональная подготовка неквалифицированных мигрантов в системе профессионально-технической подготовки Российской Федерации;

д) радикальное улучшение условий проживания мигрантов. Настало время, чтобы по опыту западных стран в России предоставляли трудовым мигрантам добротное и дешевое жильё;

е) обеспечение социальной защиты мигрантов на уровне стандартов МОМ и МОТ. Они должны быть охвачены всеобщим медицинским страхованием и на его базе – бесплатным медицинским обслуживанием. Такая мера позволит резко снизить уровень заболеваемости и увеличить производительность их труда;

ж) необходимо решить вопрос о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов. На наш взгляд, после всеобщей легализации их статуса решение технических аспектов пенсионного обеспечения не представляет особой трудности.

Если все эти вопросы получат оперативное решение, то с учетом возвращения России к нормальному экономическому росту общая сумма денежных переводов трудовых мигрантов к 2020 году может увеличится до 10 млрд долл. США.

Такая динамика, как уже было отмечено, косвенным образом может оказать воздействие на увеличение государственных доходов. Это выразится в следующих обстоятельствах:

Ускорение роста объемов внутренней торговли, который зиждется на быстром расширении платёжеспособного спроса населения. При условии решения мигрантских проблем, о которых шла речь выше, есть большая вероятность того, что объемы розничного товарооборота в Таджикистане в период 2015–2020 гг. увеличатся с 14,4 млрд до 28-29 млрд сомони, а объёмы налоговых поступлений только по розничной торговле многократно будут превышать потери от снижения поступлений приграничных доходов в государственный бюджет.

Увеличение денежных переводов трудовых мигрантов приведет к изменению тенденции в динамике импорта (только за период 2014–2015 гг. импорт сократился на 861,8 млн долл., или на 20,1%). Последний переходит к состоянию динамичного роста и до 2020 года в среднем составит 4,8 – 5,0 млрд долл., а приграничные налоги (с учетом возможных потерь от вступления в ЕАЭС) составят от 728 до 800 млн долл. Это означает, что рост импорта вследствие быстрого увеличения объема денежных переводов трудовых мигрантов с лихвой покроют потери от вероятного вступления Таджикистана в ЕАЭС.
Увеличение денежных переводов трудовых мигрантов приведет к быстрому увеличению объёмов потребления услуг, которые облагаются налогами. Речь идёт о росте энергопотребления, потребления транспортных услуг, услуг ЖКХ и т.д.

По отмеченной выше причине увеличатся объёмы внутренних инвестиций, поскольку рост доходов населения будет способствовать ускорению динамики индексов валовых сбережений, а следовательно, и индексов валовых инвестиций и валовых накоплений. Последние, как известно, облагаются налогами и увеличат государственные доходы.

Надо иметь в виду и то, что рост объёма денежных переводов трудовых мигрантов будет способствовать быстрому увеличению банковских депозитов и кредитов, которые облагаются налогами. То же самое относится и к расширению масштабов малого и среднего предпринимательства.

Все это означает, что благосостояние государства в значительной степени зависит от состояния денежных переводов трудовых мигрантов, работающих в Российской Федерации.

Нужно особо отметить, что со временем, по мере насыщения первичных потребностей населения, увеличение денежных переводов трудовых мигрантов приведет к повышению коэффициента валовых сбережений с нынешних 21% до 30-40%.

Свободное движение капитала – жизненно важная задача
Выше мы говорили только об одном факторе интеграции двух экономик – о последствиях совершенствования механизма межгосударственного регулирования экспорта рабочей силы. Другим, не менее важным фактором интеграции двух экономик в рамках ЕАЭС или вне его рамок является обеспечение свободного движения капитала между двумя странами. Это весьма важно в решении нескольких жизненно важных для Таджикистана задач.

Во-первых, Таджикистан нуждается в помощи РФ в решении задач индустриализации экономики. Экономика  Таджикистана после распада СССР подверглась деиндустриализации. На плаву остались лишь крупные предприятия, которые имели статус жизнеобеспечивающих (электростанции, авиакомпании, железные дороги, угольные шахты, металлургические предприятия и т.д.). Ныне весьма важным представляется социально ориентированная индустриализация, направленная на массовое создание рабочих мест, быстрый рост средней заработной платы, сближение сельского и городского образа жизни и т.д. В этом плане Россия заинтересована в сотрудничестве путем создания производственной кооперации между таджикскими и российскими компаниями.

Такая кооперация станет реальной посредством активного инвестирования со стороны российских фирм, их участия в восстановлении сырьевой базы, подготовке квалифицированных кадров, реализации принципиально новых инвестиционных проектов и т.д. В этом плане Таджикистан пока получает значительную помощь от КНР. Благодаря производственной кооперации с китайскими фирмами Таджикистан превратился из импортёра цемента в экспортёра этой продукции. Она позволила повысить уровень энергообеспеченности страны, включая горячую воду для отопления жилья в городе Душанбе.

Во-вторых, Таджикистан нуждается в помощи России в реализации стратегии импортозамещения. Эта стратегия призвана устранить растущий, противоречащий интересам Таджикистана дисбаланс между импортом и экспортом.

В-третьих, Таджикистан нуждается в помощи в реализации стратегии экспортоориентированности. Наша страна может производить крупномасштабные поставки хлопковой, шелковой и трикотажной пряжи, алюминиевого литья, шлифованных поделочных и ювелирных камней, винных и шампанских материалов и т.д. в Россию.

Устранить препятствия
Решение отмеченных задач требует устранения целого ряда препятствий. Среди них наиболее серьезными представляются препятствия, которые носят институциональных характер. К последним относятся: а) проявление недостаточной заинтересованности властных структур относительно мер по экономической интеграции между двумя странами; б) отсутствие заинтересованности у государственных чиновников в разработке документов и проведении встреч, взаимных визитов и других мероприятий по инициированию интеграционных мероприятий. И там, и тут чиновники материально заинтересованы в поездках в более отдаленные страны.

Многие противники тесного торгово-экономического сотрудничества с Россией ссылаются на то, что последние 15-20 лет действия России в этом направлении носили инертный характер. Они упускают из виду сложившуюся международную ситуацию. Весь западный мир ополчался против России, против её попыток вновь занять своё место в качестве сверхдержавы. Иначе Запад осуществил бы свои далеко идущие негативные намерения в отношении России.

Сегодня Россия, благодаря восстановлению ВПК и своей военной мощи, вновь вернулась в клуб великих держав. Теперь у неё появились реальные возможности для полного восстановления и дальнейшего развития гражданских отраслей экономики, а также оказания помощи своим стратегическим союзникам, более полного претворения идеи экономической интеграции.

Проникновение российского капитала в РТ: опасаться не стоит  
Широкое проникновение российского капитала в экономику Таджикистана может иметь следующие последствия: а) массовое создание новых рабочих мест с более высоким уровнем заработной платы; б) существенное расширение сырьевой базы как основы развития перерабатывающих отраслей промышленности; в) появление на этой базе огромного количества новых производств, принадлежащих таджикам; г) создание здоровой конкурентной страны; д) передача новых технологий и новейших инновационных идей; е) начало крутых изменений в подъёме человеческого капитала; ж) позитивные изменения в соотношении импорта и экспорта, а также в структуре импорта; з) ускорение роста абсолютных объёмов экспорта и повышение удельного веса в нем продукции с высоким уровнем добавленной стоимости; и) позитивные изменения в развитии регионов страны.

Особо хотелось бы отметить, что опасения по поводу присутствия российского капитала в Таджикистане лишены всякого основания. Таджикистан не Аргентина 80-х годов XX века, Россия не США, и деловые круги России вовсе не мыслят и не ведут себя по-англосаксонски. Что касается конкуренции со стороны российского капитала, то нужно готовиться к ней.

Особенно важна конкуренция в банковской сфере. Если бы присутствие банковского капитала России в Таджикистане на сегодняшний день имело десятилетнюю историю, то наши банки не дошли бы до нынешнего состояния.

Расширение присутствия российского капитала в Таджикистане привело бы также к облагораживанию транспортной инфраструктуры в стране.

Сегодня мы должны осознать, что Россия может оказать Таджикистану содействие в решении ключевых проблем развития экономики, что объясняется достаточным производственным и научно-техническим потенциалом России. Визит президента РФ В.В. Путина – это историческое событие в жизни нашей страны. И нам необходимо использовать этот шанс для того, чтобы дать импульс социально-экономическому расцвету Таджикистана.


27.02.2017

Возврат к списку

ПОИСК

О СОВЕТЕ

  • Установление прямых контактов между предпринимателями двух стран
  • Содействие в реализации двусторонних торгово-экономических и инвестиционных проектов
  • Защита взаимных инвестиций и урегулирование корпоративных споров
ПОДРОБНЕЕ